Заказать обратный звонок info@violent.su Мой статус

О безопасности колесных транспортных средств № 720

Техническое регулирование автотранспортных средств:

как подтвердить  соответствие?

tr kolesa

Автомобильная отрасль, которая  влияет на безопасность людей и экологию, требует применения специальных механизмов регулирования. Одним из ключевых  механизмов «авторегулирования» на современном российском рынке служит Технический регламент «О безопасности колесных транспортных средств» №720, который вступил в силу 23.09.2010 г.

Допустим, что с точки зрения технического регулирования, процедура сертификации на соответствие требованиям техрегламента «О безопасности колесных транспортных средств» представляется очень логичной. Но если участник авторынка вдруг отважится на то, чтобы самостоятельно решить все вопросы по оформлению сертификата соответствия, либо зарегистрировать декларацию о соответствии в системе данного техрегламента, то ему придется изрядно похлопотать.

Цель сертификации определяет требования к автотранспорту

Процедура сертификации колесных транспортных средств – это оценка соответствия типов компонентов транспортных средств независимыми экспертами, результатом которой является письменное заключение о соответствии товара, изделия или услуги установленным единым требованиям. В частности, в Приложении № 19 к настоящему ТР описаны формы подтверждения соответствия и схемы сертификации* компонентов транспортных средств требованиям технического регламента о безопасности колесных транспортных средств и рекомендации по их выбору.

Можно привести не одну, а сразу несколько целей, на достижение которых направлена современная сертификация колесных транспортных средств:
•  защита прав потребителей от недобросовестных производителей/исполнителей;
• помощь потребителям в выборе нужной продукции/услуг;
• подтверждение качества изготовленной продукции;
• осуществление контроля за безопасностью предлагаемого продукта/услуги для жизни, здоровья и имущества людей, а также окружающей среды;
• создание равных условий для конкуренции на внутреннем рынке и для участия в торговле за границей.

Наиболее наглядно все описанные выше целеустановки, как ни странно, можно проследить через требования к безопасности колесных транспортных средств, которые устанавливает непосредственно сам техрегламент «О безопасности колесных транспортных средств».

В частности, в нем указаны требования к эксплуатации колесных транспортных средств независимо от места их изготовления. Так, в поле технического регулирования данного регламента попадают колесные транспортные средства категорий: L, M, N и О, предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования, а также шасси и компоненты транспортных средств, оказывающие влияние на безопасность транспортных средств.

Для удобства и наибольшего понимания приводим список условных обозначений, применяемых для указания категорий транспортных средств:
L - мототранспортные средства (мопеды, мотовелосипеды, мокики, мотоциклы, мотороллеры, трициклы, квадроциклы);
M - транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и используемые для перевозки пассажиров (автобусы, троллейбусы, специализированные пассажирские транспортные средства);
N - транспортные средства, используемые для перевозки грузов (автомобили грузовые и их шасси);
O - прицепы (полуприцепы) к легковым и грузовым автомобилям, мотоциклам, мотороллерам и квадроциклам;
G – транспортные средства повышенной проходимости.

Примечательно, что в системе данного техрегламента сертификации не подлежат такие транспортные средства, максимальная скорость которых не превышает 25 км/ч. В список подобных объектов попадают следующие:    
- ввозимые на территорию России сроком не более, чем на 6 месяцев и помещаемые под таможенные режимы, которые не предусматривают возможность отчуждения, 
- предназначенные исключительно для участия в спортивных соревнованиях,
- категорий L и М1, с даты выпуска которых прошло 30 лет и более, с оригинальным двигателем, кузовом (при наличии – также и рамой), сохраненные или отреставрированные до оригинального состояния,  
- принадлежащие дипломатическим и консульским представительствам, международным (межгосударственным) организациям, пользующимся привилегиями и иммунитетами в соответствии с нормами международного права и международными договорами РФ, а также сотрудникам этих представительств (организаций) и членами их семей.

Табу - для порядка!

Строго законодательно регулируются порядок и формы подтверждения соответствия в системе техрегламента «О безопасности колесных транспортных средств». Так, в документе подробно изложена информация о проведении оценки соответствия для единичных транспортных средств, для типов транспортных средств, шасси и компонентов перед выпуском в обращение, а также для транспортных средств, находящихся в эксплуатации, включая даже те случаи, когда были произведены конструкторские изменения.

В частности, нельзя крепить к бамперу никакие выступающие конструкции из стали и других схожих материалов на транспорт категорий М1, N1 и G. Исключение составляет только предназначенная для защиты фар металлическая решетка, масса которой не превышает 0,5 кг.

Более того, российским правительством составлен целый перечень озоноразрушающих веществ и материалов, которые запрещены к использованию в составе кондиционеров и холодильного оборудования, применяемых на транспортных средствах.

Для эффективного контроля со стороны государства за пассажирским и грузовым транспортом, которые нередко осуществляют перевозки специальных и опасных грузов, предписано в обязательном порядке оснащение аппаратурой спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS. Подлежащие выполнению этого условия виды транспортных средств определяются в порядке, установленном правительством РФ.
 
Русскоязычный интерфейс – это еще одно важное предписание для участников авторынка. Вся совокупность элементов, обеспечивающих возможность взаимодействия пользователя с электронными системами должны функционировать именно на русском языке. Сюда относятся любые информационные и предупреждающие надписи на транспортном средстве, включая получение пользователем зрительной, голосовой информации и введение им команд управления.

Стоит заметить, что языковое требование к интерфейсу распространяется только на те транспортные средства (шасси), которые ранее не проходили оценку соответствия в России со дня вступления в силу настоящего технического регламента, а также в отношении всех транспортных средств (шасси), выпускаемых в обращение с 01.01.2013 г.

Кстати, в отношении современных запчастей, которые выпускаются для эксплуатации в текущее время, техрегламент устанавливает обязательное требование, которое заключается в том, что при их установке на действующий транспорт качественные характеристики последнего не должны ухудшаться по отношению к состоянию на момент выпуска в обращение.

А что касается компонентов к транспортным средствам, производство которых прекращено, то требования к ним сохраняются на том уровне, какой был на момент окончания их производства.

Форма оценки зависит от типа продукции

Форма подтверждения на соответствия в системе техрегламента различается на обязательную сертификацию и декларирование. Соответственно происходит и разделение продукции, подлежащей сертификации и декларированию.

Данное разделение осуществляется согласно с перечнем требований к типам компонентов транспортных средств (Приложение № 9 настоящего ТР). 

Заявителем для осуществления оценки на соответствие колесного транспортного средства может  выступить как сам изготовитель, так и лицо, уполномоченное представлять интересы первого. При сертификации на соответствие, к примеру, партии компонентов,  изготовленных  за  пределами  РФ,  в качестве заявителя  разрешается выступить импортеру. Примечательно, что в последнем случае предоставление полномочий от  изготовителя не обязательно.

Относительно срока действия, на который возможно оформление сертификата или регистрации декларации, то здесь имеется своя градация. Например, когда в  договоре  поставки количество и виды конкретных изделий не оговариваются, то срок действия   сертификата соответствия может  быть такой же, как в договоре поставки, но не более чем на 1 год.

С другой стороны, сроки действия сертификата соответствия и декларации о соответствии в рамках данного техрегламента в целом не превышают 4-х лет. Однако скажем,  для партии продукции сроки действия документов не устанавливаются вовсе. Наряду с этим сертификации в принципе не подлежат компоненты в случае их поставки на  производство для  сборки транспортных средств, а также в отношении  бывших в употреблении  и восстановленных компонентов (за  исключением шин с восстановленным протектором).

Преимущество сертификации в системе данного ТР для участников авторынка и в том, что действие сертификата соответствия возможно продлить на очередной срок. Такая процедура проводится при наличии протоколов  контрольных  испытаний,  заключений  анализа  состояния  производства и прочей документации,  подтверждающей результаты  сертификации и надзора за сертифицированными типами компонентов.

Не мудрено, что все указанные выше нюансы легко могут сбить с толка не просвещенного. Отсюда вывод: сертификацией автотранспортных средств должны заниматься профессионалы! Собственно, с этого мы и начали наш разговор.

Опытный и высококвалифицированный персонал Центра сертификации «Виолент» всегда готов  подробно ответить на все Ваши вопросы о тонкостях процедуры сертификации. За получением более подробной консультацией Вы можете обратиться по тел.: +7 (495) 926-58-68 или отправить запрос по эл.почте на адрес: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. .

Мы возьмем на себя полную координацию всех этапов процедуры оформления сертификата соответствия или регистрации декларации о соответствии в рамках техрегламента «О безопасности колесных транспортных средств», чтобы оптимизировать временные и прочие издержки Вашего бизнеса!

* Схемы сертификации

  • Схема 1 - для ограниченного объема выпуска отечественной продукции и поставляемой по краткосрочному контракту импортируемой;
  • Схема 2 - для импортной продукции при долгосрочных контрактах или при постоянных поставках серийной продукции по отдельным контрактам с выполнением инспекционного контроля на образцах продукции, отобранных из партий, завезенных в Россию;
  • Схема 3  - для продукции, стабильность серийного производства которой не вызывает сомнения;
  • Схема 4 – при необходимости всестороннего и жесткого инспекционного контроля продукции серийного производства
  • Схемы 5, 6 целесообразно выбирать, когда предъявляются жесткие, повышенные требования к стабильности характеристик выпускаемых товаров;
  • Схемы 7, 8 рекомендуются в ситуациях разовых поставок партии или единичного изделия;
  • Схему 9 - при сертификации единичной партии небольшого объема импортируемой продукции;
    • Схема 9а предназначена для продукции, выпускаемой нерегулярно, при колеблющемся характере спроса, когда нецелесообразен инспекционный контроль. Это могут быть товары отечественных производителей, в том числе индивидуальных предпринимателей, зарегистрировавших свою деятельность в индивидуальном порядке;
  • Схемы 10 и 10а - для небольших партий.

Схемы сертификации из числа приведенных устанавливают в системах (правилах) сертификации однородной продукции с учетом  специфики продукции, ее производства, обращения и использования. Конкретную схему по сертификации для данной продукции определяет орган по сертификации.